ИСТОРИЯ УСПЕХА «ПРО КОФЕ, ТУРИЗМ И ДРУГИЕ ПРИВЫЧКИ»
Максим Чугайнов вернулся из Белоруссии, куда ездил с бизнес-миссией. Выезд организовала Росмолодёжь – для развития, обмена опытом, поиска новых рынков сбыта для молодых индивидуальных предпринимателей и руководителей обществ с ограниченной ответственностью. Максим был в составе бизнес-миссии единственным представителем Росмолодёжи от Пермского края.
За чашкой танзанийского чёрного кофе пермской обжарки в кофейне «КофеЮ», что на перекрёстке Калинина-Володарского в Кудымкаре, Максим рассказал о том как его любимые вещи: путешествия и кофе приносят ему доход и взаимно дополняют друг друга:
ПРИШЛОСЬ УСТРАИВАТЬ КОФЕЙНЮ
– Где-то в 2012 году начали расти кофейни, например, «Манки Гриндер» и другие, – рассказывает Максим предысторию. – Из единичных кофеен они превратились в большие кофейные сети. Появляться стал вкусный кофе, хороший, натуральный. Привык к нему – и всё. В пятнадцатом году я вернулся в Кудымкар. Кофе не было нормального, хорошего, кофейни. Пришлось самому устраивать.
– С чего ты начинал?
– Купил кофемашину домой себе. Дома варил. Потом решил: «А почему бы и нет?» И в январе 2016 года открыл кофейню.
– Где?
– На автовокзале. Пока я кофе продавал по тридцать-сорок рублей – по себестоимости – людям было интересно. Но когда отработал технологию, научился и вышел на нормальные цены – всё. Людям стало невыгодно покупать. В декабре 2016 я её закрыл. Но летом в том же году открыл кофейный киоск на городской площади. Там стала моя основная кофейня.
ПИЛ «РЭД БУЛЛ» ЯЩИКАМИ
– Собственно, на кофе ты подсел – ты его пил между делом или чтобы не уснуть в ночь перед экзаменом?
– Нет перед экзаменами я не пил ни «Рэд булл» ни кофе. Я хорошо учился. Просто перед экзаменом всё повторяешь – и сдаёшь. А вот когда диплом писал – тогда сразу взял ящик «Рэд булла». Там очень высокая требовалась мыслительная деятельность. Там море информации. Я заканчивал нефтяной, учился на геолога-нефтяника. Писал диплом на тему «Газоносность глубоких горизонтов Западной Сибири». И там объёмы информации большие. Все эти данные: показатели по скважинам и так далее. Надо всё думать, понимать, смотреть, коррелировать, анализировать. Поэтому да, можно сказать, что я вместо кофе «Рэд булл» ящиками пил. А кофе – кофе для удовольствия больше пил, капучино.
СИБИРЬ И БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ
– А почему выбрал учёбу на нефтяника, если не секрет?
– Ой, даже не знаю. Я когда поступал, подавал документы на исторический, географический, экономический, геологический… Потом оказалось, что на геологическом самый высокий проходной балл. Ну, раз самый высокий проходной балл, значит, это престижней, значит, интереснее, во-первых, а во-вторых – романтика.
– Если романтика – это было важно, значит, ещё до поступления в вуз у тебя была тяга к туризму, к путешествиям?
– Да, как раз точно это и был один из поводов туда идти.
– Ты ещё в школе ходил в походы?
– Да. И со школой ходили в походы, и с родителями постоянно куда-то. И сами ходили, местные территории обследовали. А в универе началось исследование Пермского края: Усьва, Губаха, Красновишерск.
– Туда вы ходили с университетом?
– И с университетом, и с друзьями, однокурсниками.
– Тогда ещё не было платных туров?
– Да, наверное, были, но мы всегда гуляли сами по себе.
– В процессе учёбы, ты, наверное, ещё ездил куда-то на практику?
– Конечно. Я и в Пермском крае работал. Но самое интересное – это было, наверное, Сургут – в «Сургутнефтегаз». Там полное погружение: нефть, газ и трубы.
– То есть ты жил прямо на месторождении, вместе с нефтяниками?
– Да.
– В палатках в чистом поле?
– Нет, в общежитии. В городе живёшь, в общежитии, но каждый день выезжаешь за территорию.
– Прямо до месторождения?
– Да. Там месторождение километров сорок от города. Каждый день автобусы туда-обратно. И болота, и медведи.
– Что, прямо живые?
– Вживую не видели, только следы.
– А где у нас в Пермском крае нефть?
– В Пермском крае много нефти. Но в Перми я больше работал в компаниях, которые обслуживают строительство. Например, мы проводили геологические исследования грунта где строили новые корпуса для порохового завода.
– Так может, стоило остаться геологом?
– Может быть. Но судьба неисповедима. Так, что как получается.
ДУМАЛ УЖЕ ЗАКРЫВАТЬСЯ…
– Давай вернёмся к твоей кофейне. Она уже начала приносить какой-то доход, да?
– На самом деле да. Но знаешь, такие, чуть-чуть выше ноля. Там и цены были маленькие у меня в целом, и неумение управлять бизнесом, всё такое…
– То есть ты учился?
– Да. Шестнадцатый год весь, наверное, вышел в целом в ноль, может быть, даже чуть-чуть в минус – за счёт того, что оборот упал тогда. Зима шестнадцатого-семнадцатого была прямо вообще тяжёлая, думал уже закрываться. Зима холодная, киоск промерзает, на электричество много энергии тратится, народу много не ходит. Зима была такая холодная, за тридцать. Потом семнадцатый – что-то весна, люди пошли, там день города, все вот эти праздники… Как-то веселее стало жить. Людей там ходит много, распробовали.
УДАЧНО СЛОЖИЛОСЬ
Все просили кофейню со столиками – чтоб можно было кофе красиво пить. И в августе семнадцатого открыл я кофейню на улице Горького. Тоже знаешь, так складывается всё – посылаешь сигналы в космос, Вселенную, что надо вот это – тебе приходит. Тоже искал помещение, думал, где-то надо на проходном месте. Как-то зашёл в парикмахерскую, там парикмахерская «Лик» была. Зашёл туда, подстричься, говорю, мне для кофейни место нужно. Они говорят:
– О! Повезло Вам. Мы неделю дорабатываем и закрываем.
– А что так?
– Переезжаем.
– А что тут будет дальше?
– Не знаем.
Я говорю:
– А дайте телефон арендодателя.
Позвонил. Он говорит:
– Да, заезжай.
Вот они уехали, я на следующий день заехал,
– Всё так одно к одному.
– И вот эта кофейня тоже, кстати. Я открыл её в двадцать первом году. Тоже давно ходил, смотрел, понимал, что тут красивое место с панорамными окнами можно сделать.
Но меня отговаривали, мол, хватит тебе одной кофейни». А мне сама владелец помещения, позвонила, говорит: «Вот, у меня место пустует. Давай».
Это знак: «Надо брать»
– В администрации чем-то тебе помогли? В запуске бизнеса или в развитии?
– Когда я начинал только –я особо никуда не лез, ничем не интересовался насчёт помощи администрации и прочее. Знаю, что и гранты были и субсидии по поддержке. Я ничего никуда не лез, хотя мог бы и на начало взять деньги по субсидии, и на субсидию купить пятьдесят процентов оборудования. То есть можно было всё. Я это всё профукал.
Но теперь знаю: в городе есть муниципальный фонд поддержки предпринимательства. Для развития бизнеса в Фонде можно получить финансовый займ, денежные средства перечисляются на твой расчетный счет, ты ими можешь перекрывать какие-то свои торговые действия. На оборотный капитал дают деньги. На кофе, на оборудование, какие-то заплатить налоги, аренду. Мне давали под десять процентов годовых. Поддержка материальная вот в таком формате выразилась. Также проводится большое количество семинаров, лекций – они тоже хорошо помогают, когда есть свободное время, я обязательно их посещаю.
Ещё помогают с организацией выездов. Отдел развития предпринимательства при администрации предоставляет торговое место на площади при праздниках, палатки предоставляют для торговли. Даже сами звонят: «Не желаете ли выйти с торговлей такого-то числа?» Палатку, стол предоставим, электричество, всё обеспечим». А еще совместно с администрацией округа и предпринимателями в 2023 и 2024 году выезжал на форум «Дни пермского бизнеса», который проходит в столице края ежегодно ко Дню российского предпринимательства. На форуме я презентовал иван- чай, а в этом году добавились еще и чипсы из ягеля.
КОГДА ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ШАНС
В 2017 году центр «Мой бизнес» из Перми проводил учёбу. Я прошёл её. Там был преподаватель интересный. Он мне говорит: «Ну, раз ты так активничаешь, интересуешься – тебе надо что-нибудь интересное. Вот в Перми есть Малая академия государственного управления, МАГУ при ПГУ. То есть для тех, у кого есть высшее образование – повышение квалификации». Я прошёл обучение. После того, как ты обучаешься, диплом выдают – ты попадаешь в кадровый резерв Пермского края. После этого позвали меня в Молодёжный парламент, я в кадровом резерве был.
– И ты туда пошёл с прицелом на то, что в будущем сможешь реализовать себя как-то в административном управлении?
– Интересно же. Все варианты смотрел. Не знаю ведь какое направление тебя заинтересует. И когда тебе предоставляется шанс – надо брать быка за рога. Тем более, когда тебе так ненавязчиво так предлагают прямо – отказываться-то уж совсем не стоит…
ЦЕНТР ДЛЯ ТУРИСТОВ
– Ещё у тебя недавно появился проект создания туристического центра.
– Идея появилась давно. Но реализовали её только в прошлом году. В дальнейшем ожидалось, что будет целая сеть информационно-туристических центров. Есть региональная программа по созданию системы ТИЦ –-туристско-информационных центров.
– А что такое ТИЦ?
– Это место привлечения туристов в регионе, городе, которое предоставляет информацию как раз о данном городе или регионе – карты, буклеты, информационные материалы, готовит туры, предоставляет контакты турагентств, гостиниц, кафе национальной местной кухни. То есть человек, который приезжает туристом в какой-то город, в ТИЦе, по идее должен получить полную информацию где, как, что посмотреть, чтобы максимально оценить культуру, традиции местные, интересные места. А также это магазин сувениров, приобрести сувенирную продукцию территории.
Должна была быть региональная поддержка на развитие ТИЦев. В августе приняли региональный закон о поддержке ТИЦам.
А КОФЕ ОТКУДА?
– Откуда ты возил кофе?
– Я когда кофемашину купил, у меня кофе был прямо из Италии. Кофемашина итальянская, даже без русификации. Учился я у итальянцев кофе делать, у итальянской компании. У них кофемашину купил и кофе купил. Потом, в году в восемнадцатом был рост цен и кофе из Италии возить стало очень дорого. Итальянцы сами приехали. Правда, они давно уже жили в России. Но до этого они были импортёрами, перепродавали кофе. А сейчас сами стали его варить, ну уже обжаривать. Они готовят по итальянским стандартам, делают итальянскую обжарку. Закупают зерно зелёное, дешевле гораздо. Его в Россию доставляют и в России его обжаривают. Они предлагали прямо подстроить кофе под пользователя. То есть я у себя вот люблю. Мне как покупателю нужен кофе вот такой: крепкий, с робустой – чтоб насыщенный был, не кислый. Прислали кофе пяти образцов. Я их распробовал. Говорю: «Вот эти два-три хороших». И сейчас я до сих пор пользуюсь тем кофе.
– То есть на твоём бизнесе санкции не сказались.
– В целом этот кофе всё равно в полтора-два раза дороже, чем местный, российский. Но тем не менее он хороший, качество нравится. Но цены на кофе растут. В этом году уже на семьдесят процентов выросли.
– Акциз подняли или транспортные расходы высокие?
– Неурожай. Кто-то говорит, что неурожай, кто-то говорит, что просто цену себе набивают.
Знаешь, что самый продаваемый в мире товар – это нефть, а кофе на втором месте? Газ, вода уже ниже. Нефть и кофе – главное топливо человечества!
КАРТОФЕЛЬНЫЙ КОФЕ
– Ты в Колумбии не был случайно?
– Пока не был.
– А где был? Какие самые интересные места на земном шаре?
– Вот нынче в Беларусь ездил. В Минске был. В Белоруссии и Минске прямо очень мало хороших кофеен. Там две-три есть, причём даже не в центре, а так, по окраинам, где свои ходят, не туристы.
– То есть это у нас кофейный бум пошёл, а Беларусь обошёл стороной?
– Скорее всего, да. А, кстати, в Беларуси есть кофе с картофельным пюре. Берут сублимированное пюре, заливают кипяточком, добавляют сливки, эспрессо, взбивают. И получается «Бульбяны раф». Сверху украшается чипсами.
БЕРЕСТА И ЛОЖКИ НА ЭКСПОРТ
Там вообще не используют бересту. Из бересты там я видел в сувенирных пару туесов и всё. У меня же есть проект «Термокружки с берестой». Их это очень заинтересовало. Ещё мох я увозил туда, чипсы из ягеля – тоже очень интересно.
– Ты же ещё занимаешься иван-чаем?
Иван-чай тоже да, увозил. Но иван-чай сам по себе – формат и упаковка их не очень заинтересовали. Я увозил новый проект – «Чайная ложка». То есть деревянная ложка, там чай с фруктами, с ягодами, и изомальтом всё это сцеплено. Красивый туристический продукт. Снял упаковку – и в кипяточек. Это им интересно стало. Контакты нашёл для дальнейшего общения и сотрудничества.
ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА
– Ты рассчитываешь на поддержку со стороны администрации округа, государства, если у тебя возникнет потребность в дальнейшем развитии?
– Знаешь, в Белоруссии пообщался с предпринимателями. Узнал какая у них оказывается поддержка от государства. У нас прямо колоссальная поддержка от государства оказывается!
– У нас?
– У нас в России. Я понимаю, потому что кручусь в таких кругах как «Росмолодёжь. Бизнес», Центр «Мой бизнес» в Перми, наша администрация Кудымкарского муниципального округа. В целом поддержка от государства для бизнеса просто колоссальная. Если подойти и обратиться – тебе подскажут, и подскажут хорошо, всё: где что получить, помощь, поддержку бесплатно. И деньги дадут, и научат, и деньги на рекламу выдадут и за тебя что-то сделают, сфотографируют, например. Поддержка – её прямо очень много, просто надо уметь её найти и воспользоваться.
– И чтобы найти и воспользоваться нужно...
– Необходимо, в первую очередь, обратиться в центр «Мой бизнес» – в Доме предпринимателя, на пересечении улиц Ленина и Попова, прямо в центре Перми.
РОСМОЛОДЁЖЬ. БИЗНЕС
– А во вторую очередь?
– Во-вторых, в рамках «Росмолодежь бизнес» – подразделения Росмолодёжи, занимающегося бизнесом, сейчас развивается очень бурно наставничество: прорабатываются региональные меры поддержки наставников, обучение наставников, разрабатывают как соединить предпринимателя, которому нужен наставник в опредёленной сфере и конкретного, опытного наставника, контакты передавать.
Есть клуб молодых предпринимателей, которым до тридцати пяти лет включительно. Постоянно ежемесячные встречи проходят, региональные, всероссийские, где собираются предприниматели, делятся опытом, опытом ведения бизнеса, какими-то наработками. Потом проходят конкурсы предпринимателей: маркет молодых, где предприниматели России могут выставить свою продукцию для заинтересованных людей, то есть даже для больших сетей магазинов.
ПРО КИТАЙ И БИЗНЕС-МИССИИ
Проходят бизнес-миссии, где предприниматели могут съездить в соседнюю страну. Нынче выезды были в Узбекистан, Азербайджан, Армению, Беларусь. Скоро будет Кыргызстан и Китай. То есть за счет государства можно съездить в соседнее государство и предложить свои товары, либо посмотреть поставщиков, кто готовы сотрудничать и работать.
– Напрямую?
– Напрямую, да. Потому что, во-первых, сейчас всё сводится к тому, что расчёты ведутся в национальных валютах. Это всё упрощает. Во-вторых, когда ты едешь с бизнес миссией, то есть ты находишь потенциального партнера и уже государство, «Росмолодёжь. Бизнес» тебе помогают полностью с нуля: как выставить счёт, как дополнительно заключить договор, в каких валютах, как это всё делать – во-первых, а во-вторых, если ты деньги переводишь, они их страхуют, гарантируют, что ты либо вернешь деньги, либо получишь товар, продукт, за который ты заплатил. Выступают гарантами сделки. У китайцев сейчас очень хорошие цены, китайские поставщики работают напрямую, с гарантиями... Очень классные условия.
ВЫРОС ДО ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
– У тебя, можно сказать, в поддержке расчёт идёт уже не на местные власти, а шире, да?